Мой сайт
Четверг, 04.07.2024, 01:44
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2014 » Апрель » 9 » Неслучайные катастрофы
    23:31
     

    Неслучайные катастрофы

    Не бывает случайных катастроф. Происходят случайные события. Но закончатся ли они катастрофическими последствиями – зависит от нашей готовности к ним.

    Более года назад были опубликованы результаты расчетов «индекса уязвимости» хозяйственной и социальной отраслей Украины по отношению к чрезвычайным ситуациям. Расчеты показали, что наше общество и промышленность весьма уязвимы, наши потери, в относительном выражении, превосходят не только среднеевропейские, но даже и среднемировые. Эти расчеты получили свое практическое подтверждение в прошлом году, когда неожиданно для многих, стало резко возрастать количество жертв чрезвычайных ситуаций.

    Эксперты поясняли это неверными стратегиями управления безопасностью. Нелогичное и контрпродуктивное решение о реорганизации МЧС в ГСЧС лишь ускорило процесс деградации системы управления. Катастрофы не заставили себя ждать.

    Надежда на то, что это случайность – обманчива. Случайных катастроф – не бывает.

    Начало нового года ярко продемонстрировало это утверждение: пожары на «Запорожстали» 2 января и «Хартроне» 8 января нанесли существенный ущерб и, к сожалению, унесли жизни людей.

    На производственной территории завода «Хартрон» на момент происшествия находилось 170 человек. Пострадали 22 человека, 8 человек погибли. Неожиданно большое количество жертв превратило заурядный пожар в масштабную катастрофу. Видео с гибнущими людьми вызвало мощный общественный резонанс. Обсуждались несогласованные действия спасателей, циничные и некомпетентные комментарии руководства, техническую отсталость пожарных расчетов.

    Вывод достаточно очевиден: деградация системы принятия решений привела к разрушению системы управления безопасностью. Это приводит к избыточным жертвам, то есть превращает любую чрезвычайную ситуацию в катастрофу.

    Практически одновременно с пожаром в Харькове, произошел взрыв водорода на заводе Mitsubishi Materials Corporation в городе Йоккаити, производящем кремнийорганические соединения. На момент взрыва на производственной территории находилось около 200 сотрудников, 17 из них получили различные повреждения, двое официально объявлены погибшими (по неподтвержденным данным погибших – пятеро). Благодаря своевременно предпринятым мерам, пожар удалось предотвратить, и таким образом избежать больших жертв и потерь.

    Мировая статистика свидетельствует, что среднее количество жертв от взрывов на производстве немного (на 20-25% погибших и 10-20% пострадавших) превышает количество жертв пожаров. Хотя эти показатели и не совсем корректно сравнивать – зачастую взрывы и пожары взаимосвязаны, и независимо посчитать жертв достаточно трудно. То, что количество погибших и пострадавших в Харькове превышает количество жертв взрыва в Йоккаити, свидетельствует, что система безопасности на заводе Mitsubishi Materials Corporation значительно превосходит таковую на «Хартроне», а спасательные службы префектуры Мие более подготовлены и оснащены, чем харьковские.

    То есть, сугубо по статистическим показателям, как минимум 4 человеческие жизни, и здоровье трех людей – это та цена, которую мы заплатили за нашу системную неготовность к чрезвычайным ситуациям. И это даже не учитывая, что химический завод значительно превосходит по техногенным рискам ювелирное производство.

    Что же определяет возрастающие потери, и как мы можем повлиять на уменьшение ущерба?

    В общем случае потери зависят от четырех составляющих: от интенсивности опасного процесса (катастрофы); от распределения населения и инфраструктуры (того, что страдает, находится под опасным влиянием); от эффективности решений, которые принимаются и возможности их реализовать (то есть от эффективности системы принятия решений в отрасли безопасности); и от подготовленности общества, то есть от восприятия угроз и рисков.

    Мы не можем влиять на интенсивность катастроф, особенно природных. Но это не значит, что мы беззащитны перед стихией. Мы не можем спрогнозировать точное место и время возникновения катастрофы. Но мы можем определить наиболее вероятное распределение возникновения катастроф, рассчитать ход опасного процесса, количественно оценить влияние на население и инфраструктуру, оценить реакции людей, то есть оценить риски.

    Таким образом, мы можем повлиять на безопасное распределение населения и инфраструктуры, разработать оптимальную систему принятия решений и научить людей правильно реагировать на опасности. А это значит, что мы можем контролировать от 40 до 70% потерь.

    Результаты расчетов позволяют утверждать, что четверть потерь зависит от восприятия рисков, треть - от компетентной системы управления, и немного меньше половины - от неправильного расположения населения и инфраструктуры, то есть собственно, от того же некомпетентного принятия решений, но в области долгосрочной безопасности - например пренебрежение нормативами безопасности при строительстве в зонах паводков, неверного расположения систем пожаротушения и прочее.

    Мировой опыт ярко показывает, что введя полноценную систему управления безопасностью, которая базируется на управлении рисками, мы сможем снизить количество погибших в 16-18 раз, количество пострадавших - в 3-7 раз, а также мы можем сэкономить от 40 до 70% средств, необходимых на возмещение ущерба чрезвычайных ситуаций.

    Если мы не станем ничего предпринимать и продолжим ошибочную логику возрождения практик гражданской обороны, нас ждет незавидная судьба Гаити.

    И еще одно. Адекватное принятие решений и восприятие угроз требует корректной, точной и ответственной информации о состоянии среды и о существующих угрозах. То есть точная информация буквально спасает жизни.

    Важно предоставлять обществу точную и полную информацию, обеспечить многоуровневую независимую экспертизу и общественный контроль в вопросах управления безопасностью, безопасность должна базироваться на управлении рисками, а не на борьбе с последствиями. А обеспечение спасателей техническими средствами не должно зависеть от коррупционных прихотей региональных царьков. Это слишком дорого обходится людям.

    Просмотров: 251 | Добавил: stione | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz