Мой сайт
Четверг, 04.07.2024, 02:06
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2013 » Март » 20 » Казак Мамай, Эней и пропаганда курения
    05:31
     

    Казак Мамай, Эней и пропаганда курения

    Последние несколько дней в интернете не стихают разговоры о новом законе относительно запрещения рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий, действующего уже больше месяца (с 16 сентября). По закону, в Украине запрещена не только реклама на радио, телевидении, в печатных СМИ и на внешних рекламных носителях, но и в сети интернет, в магазинах и киосках, а также спонсорство и стимулирование продажи табачных изделий. Активное обсуждение и дискуссии вызвал не сам закон, а ситуация, возникшая как «побочный эффект» в целом позитивной инициативы. Представители одной из книжных сетей сообщили, что убирают с полок те издания, на которых автор или герои изображены с трубкой или сигаретой. Под такое описание подпадает, например, «Енеїда» Ивана Котляревского, на обложке которой Эней курит трубку, книга Василия Шкляра «Залишенець», на обороте которой размещено фото автора с сигаретой в руке, приключенческий роман Максима Кидрука «Навіжені в Мексиці», где один из героев нарисован с сигаретой... Причина такой вынужденной «цензуры», по словам книготорговцев, — в желании избежать штрафов за пропаганду табакокурения. В частности, в комментарии интернет-изданию «Украинська правда. Життя» директор сети ООО «Книгарня Є» Екатерина Федоренко подтвердила, что их сеть принимает такие «превентивные меры». «Пошли проверки со стороны налоговой, органов защиты прав потребителей. Во избежание этих штрафных санкций мы действительно снимаем с продажи книжки, где есть фотографии с сигаретами», — сказала пани Федоренко. По ее словам, «уже есть некоторые точки, пострадавшие от штрафов. Это не наша сеть книжных магазинов». Впрочем, другие крупные книжные сети Киева сообщили, что впервые слышат о таких действиях. Не знал об этом и президент Ассоциации украинских издателей Александр Афонин. Таким же сюрпризом, если верить словам Анны Герман, эта ситуация стала и для главы Государственной налоговой службы Александра Клименко, с которым она лично обсуждала эту ситуацию. «Клименко был удивлен относительно этой информации. Он сказал, что немедленно проверит все факты и просил заверить всех, что никаких действий относительно изъятия из продажи книг, где авторы изображены с трубками, не будет», — сообщила советник Президента.

    Примечательно, что накануне ситуации с книжками, эксперты и участники проекта «Украина без табачного дыма» озвучили результаты мониторинга выполнения закона о запрещении рекламы сигарет в течение первого месяца действия. В частности, сообщили о том, что за это время никто не был оштрафован. «Еще не было формальных поводов для штрафов — не было жалоб от граждан. Мы пока только собирали информацию, чтобы иметь статистику — хотели посмотреть на картину в целом. Прошел месяц и только сейчас идет подготовка к тому, чтобы отработать эту процедуру наложения штрафов. Из каждого города, где мы проводили мониторинг, будут направлены одна-две жалобы, где удалось зафиксировать четкое нарушение закона», — объяснил руководитель проекта «Киев без табачного дыма» директор Института медиа права Тарас ШЕВЧЕНКО.

    Очевидно, вместо того чтобы разобраться в ситуации, посоветоваться с экспертами и юристами, узнать, угрожает ли вообще данный закон книжным магазинам и чем именно, представители книжных магазинов избрали метод «быстрых превентивных действий». И их можно понять. Нарушителю нового закона светит штраф в размере 30—50 тысяч гривен. А формулировка «реклама и стимулирование продажи табака — это любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действия, целью, результатом или возможным результатом которого является стимулирование продажи табачных изделий или употребление табака, прямо или косвенно» не дает гарантии на единую четкую интерпретацию. А сегодняшнее общество не исключает никаких абсурдных использований украинского законодательства, ожидает самого худшего даже от положительных, на первый взгляд, законопроектов и не доверяет исполнительным службам. И данная ситуация — хороший тому пример.

    Некоторые склонны считать, что ситуация с книгами — это провокация, цель которой вызвать неприятие нового закона. Основания для таких рассуждений есть. Во время обнародования результатов мониторинга координатор проекта «Украина без табачного дыма», представитель общественного объединения «Жизнь» Андрей Скипальский заметил: «Уже есть попытки вернуть полностью закон назад и возобновить рекламу в местах продажи. Это законопроект народного депутата от фракции Партии регионов Артема Синицы «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регуляции отдельных вопросов в сфере производства и обращения алкогольных напитков и табачных изделий». Он не скрывает того, что внес данный закон по требованию или по просьбе четырех табачных компаний». Пока что профильный комитет Верховной Рады не рассматривал этот законопроект.

    По данным мониторинга, прямая реклама сигарет в местах торговли преимущественно отсутствует, закон выполняется. «В основном осталось стимулирование, рекламы нет. И то, мне кажется, осталось потому, что нет четкого разграничения — где стимулирование, а где не стимулирование», — отметила Ирина Назаревич, первый вице-президент Всеукраинской федерации потребителей «Пульс». Что касается стимулирования продажи табачных изделий, то оно есть и с ним планируют бороться. Сама нечеткая формулировка, что же такое стимулирование и каковы его основные, четкие черты, пугает книготорговцев.

    «Наши волонтеры фиксировали достаточно много примеров, когда оставались такие способы стимулирования продаж, как размещение плакатов, имитирующих цветовую гамму или узор узнаваемого сигаретного бренда. Есть еще такой способ — очень распространенный в киосках — подсвечивание витрины, на которой выложен только один бренд табачного производителя. Это специальное размещение, чтобы привлечь внимание именно к этой продукции конкретного бренда. Больше всего таких случаев было в киосках. С ними вообще проблемы в этом вопросе», — подытожил Тарас Шевченко.

    Просмотров: 322 | Добавил: stione | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz