Мой сайт
Четверг, 04.07.2024, 02:09
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2013 » Март » 15 » ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ Б�
    01:01
     

    ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ Б�

    Колбеев Владимир Владимирович

    студент 1 курса, кафедра информационных систем и прикладной математики МГТУ, г. Мурманск

    Кузнецова Ольга Борисовна

    научный руководитель, канд. экон. наук, кафедра информационных систем и прикладной математики МГТУ, г. Мурманск

    Пространственная информация, ее представление и процессы обработки привели к созданию качественно нового вида организации информации — геоинформационных систем (ГИС). Эта технология объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и пространственного анализа, которые предоставляет карта.

    Эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий [1].

    В настоящее время ГИС — это многомиллионная индустрия, в которую вовлечены сотни тысяч людей во всем мире. По аналитическим данным лидерами ГИС-индустрии являются компании ESRI, Intergraph, Autodesk, MapInfo. При этом компания Environmental System Research Institute (ESRI) сохраняет свое положение в качестве ведущего поставщика программного ГИС обеспечения и на долю компании приходится более трети оборота от реализации программного обеспечения в отрасли.

    В 2010 объем продаж геоинформационных и геопространственных продуктов (ПО, услуги и данные) увеличился на 10,3 % и достиг $ 4,4 млрд. Это значит, что рынок опять пошел в рост после спада 2009, когда из-за экономического кризиса он сократился на 2 %. По прогнозу, подъем продолжится и в 2011—12 г.г. — рост составит 8,3 %, а объем — около $ 5 млрд.

    Рассматривая структуру рынка ГИС, аналитики отмечают, что наиболее активно развивается сегмент геопространственных данных (рис. 1). За последние 8 лет он ежегодно рос на 15,5 %, т. е. вдвое быстрее сегментов ПО и услуг. Это объясняется тем, что без геоинформационных данных ГИС-приложения становятся бесполезными. Поэтому объем доступных пространственных данных увеличивается и одновременно расширяются возможности геоинформационного анализа [4].

    Рисунок 1. Структура рынка ГИС

    Рост российского рынка ГИС в 2010 году составил 20 %, а в кризисные 2008—2009 годы рынок падал на 30 %. По прогнозам аналитиков в 2011—2013 г.г. рынок будет продолжать расти на 20—30 % и составит $ 1,2 млрд. [3].

    В настоящее время ГИС активно используются в административно-территориальном управлении, градостроительстве и архитектуре, анализе и прогнозе демографической ситуации, региональной статистике, учете использования природных ресурсов и экологии, проектировании и прокладке инженерных коммуникаций, муниципальном управлении, здравоохранении, образовании, проектировании, строительстве, эксплуатации объектов, на транспорте, геологических исследованиях, в логистике, изучении и прогнозе погоды, обороне, безопасности и при чрезвычайных ситуациях, планировании и прогнозировании, торговле, маркетинге и других отраслях и сферах деятельности.

    Если говорить о бизнесе в целом, то использование ГИС позволяет эффективно решить целый ряд важнейших и сложных задач, возникающих перед предпринимателями и менеджерами:

    · изучение потенциальных потребителей до открытия торговой точки;

    · определение местоположения ближайших конкурентов;

    · оценка количества будущих покупателей (показателей проходимости);

    · проникновение на рынок (доля покупателей в общей массе жителей района);

    · управление ассортиментом в зависимости от характеристик территории,

    · выявление целевой аудитории покупателей;

    · визуализация результатов соцопросов и многое другое.

    Очень большое значение для успеха любого предприятия, связанного с массовым обслуживанием (торговля, развлечения, услуги) имеет удачное расположение объекта. Очевидно, что магазин у выхода из метро будет более посещаем, нежели торговая точка на окраине. Факторов, влияющих на успешность и прибыльность таких объектов, очень много. Анализ их влияния — тоже задача не из простых. Поскольку цена удачности размещения нового объекта напрямую влияет на его прибыльность, необходимо проиграть как можно больше различных вариантов размещения, а если их исходно мало, то попытаться проанализировать всевозможные факторы его эффективности. Без использования ГИС проанализировать все многообразие вариантов затруднительно.

    Размещение объектов — это всегда многофакторный анализ территории, обеспечивающий поиск оптимальных положений для новых объектов, будь то магазин, кинотеатр, предприятие общественного питания, жилой дом или склад. Здесь практически всегда учитываются режим землепользования (допустимость размещения объектов определенного типа), ценовые характеристики территории (стоимость земли, инженерного обеспечения), транспортная инфраструктура, демография (потенциальный спрос).

    Совершенно очевидно, что реклама товаров класса «люкс» гораздо менее эффективна в районах, где преобладает население с низкими доходами, нежели в местах элитной застройки. Реклама строительных материалов и мебели более эффективна в новостройках. При отсутствии конкурентов или значительном неудовлетворенном спросе практически любое предложение может быть привлекательным и выгодным. Эффективность рекламных кампаний напрямую зависит от степени соответствия предложения потребностям и возможностям целевой аудитории [2, с. 70—71].

    Следует отметить, что ГИС — это не инструмент для выдачи готовых решений, а средство, помогающее ускорить и повысить эффективность процесса принятия решений, обеспечивающее ответы на запросы и функции анализа пространственных данных, представления результатов анализа и прогноза в наглядном и удобном для восприятия виде. Требуемая для принятия управленческих решений информация может быть представлена в лаконичной картографической форме с дополнительными текстовыми пояснениями, таблицами и деловой графикой. Наличие доступной для восприятия обобщенной информации позволяет лицу, принимающему управленческое решение, сосредоточить свои усилия на анализе альтернативных вариантов, моделировании последствий от их реализации и выборе оптимальной стратегии действий.

    Пример практического использования ГИС для целей бизнеса проведем с помощью пакета ArcView фирмы ESRI. Например, некая компания хочет открыть в центре Москвы кафе недалеко от метро. Нам необходимо проанализировать конкурентов и определить целесообразность этого мероприятия. Для этого необходимо определить кафе, находящиеся в 500 метрах от метро и для удобства отображения проранжировать их по объему выручки.

    Для решения задачи используем готовый проект карты Москвы, с нанесенными округами и станциями метро (остальные слои для удобства отключены). У нас имеются данные о видах деятельности (хозяйствующих субъектах), после геокодирования на карте появляются точки обозначающие местоположение хозяйствующих субъектов (рис. 2). С помощью выборки отбираем все хозяйствующие субъекты, находящиеся в 500 метрах от метро и затем уточняем полученную выборку, запрашивая только кафе (рис. 3). Помимо тематической карты можно получить эту же выборку в виде списка (рис. 4). Если известен объем продаж анализируемых кафе, то можно построить диаграмму и наглядно увидеть ее распределение между кафе (рис. 5).

    Описание: 2).png

    Описание: 3).png

    Рисунок 2. Анализ местоположения хозяйствующих субъектов в центре города

    Рисунок 3. Анализ местоположения кафе в центре города, удаленностью не более 500 метров от станций метро

    Описание: Безымянный.png

    Описание: Безымянны2 - копия.png

    Рисунок 4. Табличное представление проведенного анализа положения кафе

    Рисунок 5. Диаграмма распределения объемов продаж анализируемых кафе

    В результате проведенного анализа, можно делать выводы о целесообразности открытия сети кафе в целом, а также можно определить станции метро, рядом с которыми возможно их открытие.

    Таким образом, применение ГИС позволяет бизнесу выйти за привычные рамки стандартных методов работы преимущественно с табличными данными и внедрить интегрированный подход, основанный на географическом местоположении, в процесс просмотра и анализа данных.

    Список литературы:

    1.Валерий Гохман, Владимир Андрианов. Что такое ГИС и как с ними … подружиться // Институт математики и компьютерных наук Дальневосточного федерального университета. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://imcs.dvgu.ru/struc/ki/gis/gis.htm (дата обращения 15.11.2012)

    2.Кузнецова О.Б., Андреевский И.Л. Информатизация маркетинговой деятельности в корпорации: учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2009. — 110 с.

    3.Наталья Андреевская. Отечественный рынок геоинформационных услуг растет // Финансовая газета. — 13.10.2011. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://fingazeta.ru/technology/otechestvennyiy-ryinok-geoinformatsionnyih-uslug-rastet-172539/ (дата обращения 12.11.2012)

    4.Рынок ГИС возвращается к росту // ГИС Ассоциация. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gisa.ru/71308.html (дата обращения 12.11.2012)

    Просмотров: 533 | Добавил: stione | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz