Мой сайт
Четверг, 04.07.2024, 01:58
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2013 » Март » 19 » Замеры воздуха, воды, почвы - кто, где, когда?
    14:55
     

    Замеры воздуха, воды, почвы - кто, где, когда?

    Замеры воздуха, воды, почвы - кто, где, когда?

    Замеры воздуха, воды, почвы - кто, где, когда?


    Мониторинг природной среды в г. Мариуполе производят:
    1) Мариупольская гидрометеорологическая обсерватория - ГМО (Министерство Чрезвычайных Ситуаций),
    2) Государственная Азовская морская экологическая инспекция - ГАМЭИ (МИНПРИРОДЫ),
    3) Городская санитарно-эпидемиологическая станция — СЭС (Министерство охраны здоровья).

    Кроме того на самих предприятиях-загрязнителях внутризаводские лаборатории производят заборы и анализы проб воздушной и водной среды из стационарных источников.

    Теперь более подробно остановимся на каждой из организаций — что они меряют, как и в каких случаях.

    Мариупольская ГМО

    Эта организация является структурным подразделением Донецкого регионального центра по гидрометеорологии МЧС Украины.

    Комплексная лаборатория по наблюдению за загрязнением природной среды Мариупольской ГМО выполняет мониторинг атмосферного воздуха, моря, а также производит отбор проб и анализ вод рек Кальчик и Кальмиус (выполняет анализ гидрохимических показателей, которые при длительном хранении проб теряют свои свойства), производит отбор проб грунта в точках, подверженных техногенному воздействию источников загрязнения (на содержание промышленных токсикантов – тяжелых металлов).

    Отбор проб атмосферного воздуха по государственной Программе в г.Мариуполе производится на 5 стационарных постах (ПНЗ), расположенных в Ильичевском (2 поста), Орджоникидзевском, Жовтневом и Приморском районах.

    Анализ воздуха проводится по утвержденной для каждого поста индивидуально Государственной программе по 8 загрязняющим ингредиентам. Анализируется содержание взвешенных веществ (пыль), диоксида азота, диоксида серы, оксида углерода, фенола, формальдегида, аммиака и сероводорода. Пробы воздуха на содержание бенз-а-пирена и тяжелых металлов анализируются в лабораториях гидрометеорологической сети.

    Посты Мариупольской ГМО работают по графику шестидневной рабочей недели (кроме воскресенья и праздничных дней). Отбор проб производится 3-4 раза в сутки, пробы доставляются в лабораторию, где выполняется анализ и обработка результатов. Информация о результатах анализа передается в электронном виде в информационный центр гидрометеорологической сети Украины для дальнейшего обобщения и информирования органов власти и населения.

    Мариупольская ГМО обобщает полученную информацию по результатам анализа проб воздуха с постов (выполняет расчет среднесуточных концентраций по каждому ингредиенту-загрязнителю, за месяц – среднемесячную концентрацию и за год - среднегодовую концентрацию каждого загрязнителя).

    Наиболее обобщенным показателем загрязнения атмосферы является индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Комплексный индекс подсчитывается по пяти ингредиентам-загрязнителям, концентрации которых наиболее превышают уровень предельно-допустимых концентраций (ПДК). Уровень загрязнения считается низким при значениях ИЗА менее 5, повышенным при ИЗА от 5 до 8,
    высоким при ИЗА от 8 до 13 и очень высоким при ИЗА 14 и выше.


    Мариупольская ГМО кроме мониторинга природной среды, занимается составлением прогнозов погоды. На основании результатов отобранных проб воздуха, в случае превышения ПДК (предельно-допустимых концентраций) вредных веществ и ожидаемых погодных условий — могут объявляться НМУ (неблагоприятные метео условия). Объявляются НМУ трех степеней — в зависимости от уровня загрязнения атмосферной среды. Эти данные публикуются в СМИ (на данный момент — сайт www.0629.com.ua ) и передаются на предприятия-загрязнители, которые в свою очередь обязаны предпринимать меры по снижению выбросов. Вопроса насколько успешно они это могут делать и делают ли — мы коснемся в другой статье.

    Мариупольская ГМО не обладает функцией выявления и наказания конкретного загрязнителя.

    Для проверки качества проводимых анализов, Мариупольская ГМО периодически получает контрольные пробы из головной организации.

    На данный момент в Мариупольской ГМО работают квалифицированные специалисты, но как и во всех бюджетных организациях существуют проблемы с финансированием. А финансирование крайне необходимо в первую очередь для замены существующего оборудования, работающего в "ручном" режиме - на автоматическое оборудование непрерывного контроля атмосферного воздуха и передачи результатов со всех постов на сервер лаборатории. Это позволит получать реальную статистику по выбросам - так-как на данный момент возможны ситуации, когда забор пробы попадает на технологический перерыв в производстве, а основные выбросы происходят в промежутке между заборами проб.

    Кроме того это оборудование позволит проводить заборы в автоматическом режиме в выходные и праздничные дни. И не маловажным моментом является возможность быстрого оповещения и реагирования на непредвиденные (залповые) выбросы вредных веществ при аварийных ситуациях на предприятиях - ведь на данный момент мы можем узнавать о них только "пост фактум" - а это может стать фактором спасения человеческих жизней!

    Так-же назрела насущная необходимость увеличения количества существующих стационарных постов, что тоже добавит объективности получаемым данным. Для точного определения наиболее загрязненных мест и расположения в их эпицентре новых стационарных постов наблюдения - в начале необходимо привлечь специализированные организации (Институты), способные с помощью передвижных экологических лабораторий составить карту зон наибольшего загрязнения нашего города.

    ГАМЭИ

    Государственная Азовская морская экологическая инспекция согласно законодательству (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z1348-11) обеспечивает надзор и контроль за экологической безопасностью окружающей среды.

    В сферу контроля входит:

    1) контроль деятельности, связанной с объектами повышенной опасности (в нашем случае - это заводы)

    2) проверка наличия разрешений и исполнения указанных в них требований по лимитам забора и использования воды, а так-же объемов сбросов загрязняющих веществ

    3) контроль качества и объемов сброшенных в водные объекты оборотных вод и загрязняющих веществ

    4) контроль за погрузочно-разгрузочными работами в портах

    5) контроль за исполнением запланированных и утвержденных общегосударственных, региональных и отраслевых природоохранных программ

    6) проверка наличия разрешений на выбросы вредных веществ и соблюдение их условий - в том числе выполнение обязательных мероприятий, при выдаче временных нормативов ПДВ

    7) контроль за очистными сооружениями — проверка их бесперебойной работы, исправности и эффективности

    8) контроль за качеством автомобильного бензина и дизельного топлива, находящегося в розничной и оптовой продаже на заправках

    9) контроль за предоставлением своевременной, полной и достоверной информации про состояние атмосферного воздуха, с определением видов и объемов загрязняющих веществ, которые попадают в воздух - в том числе от внутризаводских лабораторий

    10) контроль производства и утилизации химических источников тока (аккумуляторов, батарей и т.д.), а так-же ведение учета объемов накопления отработанных химических источников тока и передачи их на утилизацию

    11) контроль за соблюдением условий разрешений на операции в сфере обращения с отходами и требований выданных лимитов на образование и размещение отходов. Прочие операции связанные с контролем перевозки, утилизации и хранения отходов (в том числе опасных)

    Кроме перечисленных пунктов имеются и другие сферы контроля.

    «Карательные» функции ГАМЭИ
    Количество плановых проверок наших предприятий-загрязнителей инспекцией не может превышать 1 раза в год. Внеплановые проверки не ограничены по количеству и могут быть инициированы по обращению граждан, прокуратуры и органов местного самоуправления (горсовет). На данный момент инспекция обязана уведомлять проверяемое предприятие за 10 дней до начала проверки, что не позволяет оперативно реагировать на жалобы граждан и устанавливать факт правонарушений.

    ГЭИАМ составляет протоколы об административных правонарушениях и налагает административные взыскания в случаях, предусмотренных законом. Административные штрафы на данный момент мизерные и совершенно не способны оказать какое-либо влияние на правонарушителей. Заведение уголовных дел не входит в компетенцию инспекции.

    Инспекция имеет право рассчитывать размер убытков, причиненных государству вследствие нарушения природоохранного законодательства (превышение установленных норм выбросов) и предъявлять претензии. В итоге эти претензии рассматриваются в суде и только часть из них удовлетворяется.

    Инспекция имеет право принимать решение об ограничении или остановке (временно) деятельности предприятий и объектов независимо от их подчинения и формы собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей среды, требований разрешений на использование природных ресурсов, с превышением нормативов предельно допустимых выбросов и лимитов сбросов загрязняющих веществ, за исключением определенных случаев. Стоит заметить что существует специальный указ, запрещающий остановку оборудования, если это может повлечь за собой аварийную ситуацию.

    ГАМЭИ передает Главе Государственной Экоинспекции Украины предложения и предписания органам местного самоуправления (горсоветы и т.д.) относительно:

    1. выдачи, приостановки действия или аннулирования — разрешений, лимитов и квот на использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов

    2. установления нормативов допустимых уровней вредного воздействия на окружающую среду

    ГАМЭИ может выдвигать требования к органам местного самоуправления (горсоветы и т.д.) о приведении в соответствии с законом принятых ими решений в сфере охраны окружающей природной среды - к примеру при не правомерных согласованиях, разрешающих работу агрегатов значительно превышающих по выбросам экологические нормативы.

    Работа с гражданами

    ГАМЭИ может назначать гражданских инспекторов по охране окружающей среды и организовывать их работу.

    ГАМЭИ рассматривает обращения граждан по подконтрольным ей вопросам — определяет и устраняет причины жалоб граждан.

    Замеры и анализы

    http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1109-99-%D0%BF/print1329982533321761


    Ее функции касающиеся экологической безопасности жителей, состоят в следующем:

    1) производить мониторинг атмосферного воздуха, поверхностных вод, суши, питьевой воды и морских вод. В эти действия входят подфакельные замеры атмосферного воздуха на территории предприятий и вне их - в санитарной и жилой зонах.

    2) выдавать разрешения, заключения, гигиенические сертификаты и другие документы разрешительного характера, входящие в её компетенцию согласно законодательства.

    3) производить оценку влияния не безопасных для жителей факторов среды жизнедеятельности - на основании отбора проб, их анализа, проведения экспериментов и исследований.

    4) производить государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу и выдавать заключения о соответствии объектов экспертизы требованиям санитарного законодательства и обосновывать медицинские требования относительно безопасности объекта для здоровья и жизни людей. В том числе при планах постройки или введения в эксплуатацию новых объектов-загрязнителей.

    5) проводить экспертизу условий производства, хранения, транспортировки, использования, уничтожения и утилизации токсичных отходов и отравляющих веществ.

    6) выдавать обязательные к исполнению постановления, приказы, распоряжения, выводы и предписания - по устранению или ограничению вредных факторов среды жизнедеятельности. Иными словами влиять на работу предприятий-загрязнителей и при необходимости ограничивать их деятельность.

    7) изучать, оценивать и прогнозировать показатели здоровья населения в зависимости от условий окружающей среды. Изучать факторы вредного влияния на здоровье человека.

    8) согласовывать государственные стандарты, строительные нормы, технические регламенты и другие нормативные документы на объекты среды жизнедеятельности, относительно требований по их безопасности для здоровья людей.

    9) рассматривать обращения граждан в сфере своей деятельности.


    Проведение замеров

    У Мариупольской СЭС имеется собственная лаборатория, производящая анализы по следующим ингредиентам:
    - пыль;
    - диоксид азота;
    - оксид углерода;
    - сернистый ангедрид;
    - оксид углерода;
    - сероводород;
    - мышьяк;
    - формальдегид;
    - свинец;
    - железо;
    - никель;
    - марганец;
    - хром;
    - бензол;
    - толуол;
    - аммиак;
    - фенол;
    - цианиды;
    - пиридин;
    - сажа;
    - ацетон;
    - бензин;
    - метан;
    - метилмеркаптан.

    Замеры воздушной среды производятся на расстоянии от 200 до 2000метров от источников, как на территории предприятий, так и в жилой зоне.


    Функции проверки и воздействия на нарушителей санитарного законодательства

    Согласно законодательству ("Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення") - проверяющие СЭС имеют право на беспрепятственный доступ на все объекты контроля (предприятия, учреждения, организации, органы власти) по служебным удостоверениям. Они могу производить необходимые лабораторные исследования и предписывать обязательные к исполнению действия, по устранению причин нарушения санитарного законодательства.

    Так-же согласно этому закону главный санитарный врач имеет право на:

    1) ограничение, временный запрет или остановку деятельности любых объектов, технологических линий, машин и механизмов в случае их не соответствия санитарным нормам.

    2) ограничение, остановку или запрет сбросов загрязняющих веществ в случае нарушения санитарных норм.





    Природоохранная прокуратура

    http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1789-12/print1329982533321761

    Согласно закона "О прокуратуре", одна из основных задач прокуратуры - ЗАЩИТА ГАРАНТИРОВАННЫХ КОНСТИТУЦИЕЙ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН УКРАИНЫ. И в список этих прав и свобод входит конституционное право граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.

    Внеплановые проверки предприятий-загрязнителей могут инициироваться природоохранной прокуратурой по обращениям жителей или органов местного самоуправления - с указанием нарушений экологических прав.
    Учитывая тот факт что представители прокуратуры сами не производят какие-либо замеры и анализы - для этих целей в проверках участвуют представители ГАМЭИ и (или) СЭС.




    Внутризаводские лаборатории

    Согласно законодательству Украины все предприятия загрязнители обязаны иметь собственные лаборатории, контролирующие выбросы в процессе технологических процессов. И хотя эти лаборатории не публикуют результаты своих измерений публично - по запросу на публичную информацию - они обязаны предоставлять гражданам такие данные. Результаты их измерений периодически должны проверяться ГЭИАМ на предмет совпадения с их измерениями.


    Замеры производятся по утвержденному государственными органами графику. При необходимости делаются дополнительные замеры.
    По разным источникам делаются замеры с разной периодичностью: раз в день, раз в квартал, а иногда и раз в год.
    Результаты замеров фиксируются в журналах и затем используются при расчетах, а после в обобщенном виде данные попадают в статистические формы отчетности, где подсчитываются объемы выбросов за период (месяц, год) и за которые предприятия платят экологические налоги. Неорганизованные выбросы, присущие какому-либо источнику, считаются по удельным выбросам, для которых есть установленная величина умножаемая на количество произведенной продукции (кокс, чугун, металл). Величину удельных выбросов рассчитывают при инвентаризации источников выбросов и в дальнейшем измерения неорганизованных выбросов НЕ ПРОИЗВОДИТЬСЯ (до следующей инвентаризации).
    На основании периодических измерений внутризаводских лабораторий - выводятся среднемесячные суммарные объемы выбросов вредных веществ по всему предприятию, на основании которых в начале следующего года выводиться суммарная цифра выбросов вредных веществ со стационарных источников за весь прошлый год.

    Таблица общих выбросов вредных веществ со стационарных источников по г.Мариуполь



    Отсутствие газоанализаторов на всех основных стационарных источниках выбросов (ТРУБАХ) с постоянным мониторингом выбросов вредных веществ мешает получению достоверной картины происходящего - ведь состав выбросов во первых меняются в зависимости от используемого сырья, во вторых меняется количество выбросов на разных этапах технологического процесса.


    Государственная программа по оснащения такими анализаторами всех основных источников выбросов должна была начаться больше года назад - но так и не стартовала в связи с отсутствием финансирования.
    У нынешнего правительства есть обещания по этому поводу - но суждено ли им сбыться на фоне тотального игнорирования экологических проблем?

    Ссылка на сайт МИНПРИРОДЫ о мониторинге окружающей среды:
    http://www.menr.gov.ua/content/category/149


    Ссылки на законы, касающиеся мониторинга окружающей среды:

    Просмотров: 1329 | Добавил: stione | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz